Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
При формировании и оценке функциональной грамотности используются:
Банк заданий по функциональной грамотности издательства «Просвещение»
Материалы диагностики по функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Читательская грамотность формируется в рамках ООП НОО и ООО средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Деятельность по формированию читательской грамотности предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелена на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте.
При формировании и оценке читательской грамотности используются:
Материалы открытого банка заданий для оценки читательской грамотности ФИПИ
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
В рамках ООП НОО и ООО естественно-научная грамотность формируется средствами предметов естественно-научного цикла и разными форматами внеурочной деятельности. Процесс формирования естественно-научной грамотности включает в себя следующие виды деятельности: объяснение и описание явлений; использование и построение моделей явлений и процессов; прогнозирование изменений; формулирование выводов на основе имеющихся данных; анализ этих выводов и оценка их достоверности; выдвижение гипотез и определение способов их проверки; формулирование цели исследования; построение плана исследования; дискуссия по естественнонаучным вопросам.
При формировании и оценке естественно-научной грамотности используются:
Материалы открытого банка заданий для оценки естественно-научной грамотности ФИПИ
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
Математическая грамотность включает в себя не только знание и понимание математических понятий и методов, но и умение применять их на практике. Человек с математической грамотностью может использовать математику для решения реальных проблем, а не только уметь решать абстрактные математические задачи. Кроме того, математическая грамотность способствует развитию аналитического мышления, логического мышления и критического мышления, формированию навыков моделирования реальных явлений, проведения исследований и принятия решений.
В рамках ООП НОО и ООО формирование математической грамотности осуществляется, прежде всего на уроках математики, как в рамках конкретных изучаемых тем, так и в режиме обобщения и закрепления. При реализации ООП ООО формирование математической грамотности осуществляется через предметные курсы «Физика», «Информатика», «Экономика», а также курсы внеурочной деятельности в поддержку данных предметов.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Формирование финансовой грамотности подразумевает знакомство обучающихся с базовыми правилами грамотного использования денежных средств, формирование и развитие умения выявлять и анализировать финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы, обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые риски.
При реализации ООП ООО навыки финансовой грамотности формируются в рамках рабочей программы «Математика» (решение текстовых задач), а также программы «Окружающий мир» (раздел «Правила безопасной жизнедеятельности»). ООП ООО подразумевает формирование финансовой грамотности в рамках курсов «Обществознание» (8 класс), «Экономика» (8 класс), а также в рамках элективного учебного курса «Основы финансовой грамотности» (8-9 кл.). Элементы финансовой грамотности присутствуют и в ООП СОО в рамках курса «Обществознание» как на базовом, так и на углубленном уровнях.
Ежегодно в школе проводятся просветительские мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности школьников: посещение Дня открытых дверей в Омском отделении Центрального банка РФ, лекции преподавателей Высшей школы в Неделю Российской науки , онлайн-лекции в рамках Всероссийской акции «Наука О+».
5. Креативное мышление - способность обучающихся грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, а также умение выдвигать, оценивать и совершенствовать идеи, направленные на поиск инновационных решений во всех сферах человеческой жизни.
6. Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
В рамках ООП НОО формирование креативного мышления и глобальных компетенций осуществляется посредством курса внеурочной деятельности «Путешествие в страну И» (4 кл.). В рамках ООП ООО формирование креативного мышления реализуется через учебно-проектную и учебно-исследовательскую деятельность, а также посредством курса внеурочной деятельности «Крестики-нолики».
В течение 2023-2024 учебного года учащиеся 8-9-х классов участвовали во Всероссийских онлайн-уроках по финансовой грамотности, а также во Всероссийском мониторинге по читательской, математической и естественнонаучной грамотности.